206

Как часто нужно смазывать цепь, варианты нанесения смазки

Как часто нужно смазывать цепь

Смазка цепи — обязательное условие нормальной работы передачи. Но условия эксплуатации отличаются, поэтому используют разные технологии нанесения смазочного материала, составы и периодичность обслуживания. Рассказываем, как часто нужно смазывать цепь и как увеличить срок службы передачи.

Зачем нужна смазка цепи:

  • Защищает от ржавчины. Без масляной пленки на поверхностях быстро образуется коррозия, которая делает поверхность шершавой и ускоряет износ.
  • Уменьшает трение. Если смазочного материала достаточно, передача работает плавно, валики и втулки меньше изнашиваются.
  • Снижает нагрев. Если в цепи мало смазки, соединения нагреваются, меняются зазоры, появляются проблемы в работе передачи.

Когда смазочного материала не хватает, цепь быстро изнашивается и разрушается. Подробнее — в статье «Кончилась смазка в приводной цепи: признаки, причины, что делать».

Смазка приводной цепи: основные требования

Вязкость масла. Смазка должна быть достаточно жидкой, чтобы проникнуть в зазор между втулкой и валиком, создать масляную пленку на поверхностях. Одновременно состав должен быть достаточно вязким, сохранять масляную пленку и не выходить из соединения слишком быстро. Вязкость подбирают под конкретные параметры: температура окружающей среды, нагрузка, скорость движения цепи, запыленность, возможность защитить передачу кожухом, использовать непрерывную подачу смазки.

Увеличение цикла без вреда для цепи. Допускать работу цепи без смазочного материала нельзя — это приводит к разрушению поверхностей и ускоряет износ звеньев. Но в передачах с периодической ручной смазкой стараются увеличить интервал — это уменьшает расход материала и затраты на обслуживание, повышает эффективность работы оборудования.

Оптимальный промежуток между техобслуживанием передачи производители рекомендуют подбирать постепенно, без резкого увеличения. Очередную смазку цепи необходимо произвести то того момента, как появятся первые признаки нехватки смазочного материала:

  • повышение шума;
  • посторонние звуки;
  • появление следов износа и коррозии;
  • ухудшение подвижности звеньев в шарнирах;
  • удлинение цепи.

Если правильно подобрать интервал, цепь равномерно изнашивается и долго служит.

Защита от пыли. Если поверхность покрыта маслом, на ней быстро скапливается пыль. Частицы налипают на поверхность, остаются на звездочках. Но главное — грязь проникает в зазоры между втулкой и валиком, перекрывает доступ масла в зону трения.

Для защиты от грязи используют три метода:

  • Регулярная очистка и смазка цепи. Используется при работе механизма в условиях, когда полностью защитить передачу от пыли невозможно.
  • Точечная смазка шарниров. После нанесения смазочного материала цепь вытирают насухо, чтобы пыль налипала медленнее.
  • Установка защитного кожуха. Картер защищает передачу от внешних воздействий и разбрызгивания масла. Если кожух герметичный или обеспечивает стекание смазочного материала в поддон, можно использовать системы с непрерывной подачей и циркуляцией смазки.

Варианты и периодичность смазки цепи

Ручная. Для нанесения состава используют кисточку, масленку или спрей. Масло наносят с внутренней стороны перед входом звена в зацепление со звездочкой — так жидкость лучше распределяется по поверхностям.

Ручная смазка подходит для цепей с небольшой скоростью движения 0,5...1,5 м/с. Периодичность подбирают по условиям работы передачи — обычно интервал колеблется в пределах 6-8 часов.

Пластичная. Смазочный материал разогревают до жидкого состояния и погружают в него цепь. Жидкая смазка проникает в шарниры, после охлаждения становится более вязкой и дольше остается внутри. После этого поверхность очищают от излишков и устанавливают цепь на место.

Пластичная смазка используется на среднескоростных передачах (до 4 м/с). Интервал — каждые 120-180 часов.

Капельная. Устройство автоматически подает капли масла на внутреннюю сторону цепи во время работы передачи. Под действием центробежной силы жидкость быстро проникает в шарниры. При таком способе невозможно очистить поверхность, поэтому для защиты используют кожух.

Капельные системы подходят для передач со скоростью движения цепи до 6 м/с. Интенсивность подачи подбирают по параметрам работы конкретного механизма.

В масляной ванне. Цепь работает в герметичном картере и частично погружается в масляную ванну. При таком формате работы масло выполняет роль очистителя — смывает мелкие частицы пыли и продукты износа, которые могут появиться на поверхности.

Технология относится к циркуляционным способам смазки, материал подается на протяжении всего времени работы механизма, стекает на дно картера и снова оказывается на поверхности. Масляные ванны используют при скорости движения цепи до 10 м/с.

Разбрызгивание. Если звенья невозможно погрузить в масляную ванну, используют кольца и выступы, которые цепляют смазочный материал и разбрызгивают его внутри кожуха. Масло стекает по отражателям и попадает на цепь. Максимальная скорость работы передачи — до 10 м/с.

Распыление масла в струе воздуха. Внутри картера создается облако мелких частиц масла, которые осаживаются на подвижных частях передачи. Такая технология используется при скорости работы передачи более 12 м/с.

Центробежная подача масла через звездочки. Смазка подается через валы и отверстия в звездочках, под действием центробежной силы распределяется по поверхностям.

Способ применяют в стесненных условиях, когда невозможно использовать ванну и разбрызгивание. Периодичность подбирают по условиям работы передачи — можно настроить постоянную подачу или использовать пульсирующий режим и смазывать звенья через равные интервалы времени. Скорость движения цепи при таком формате смазки неограничена.

Струйное. Струю масла подают под давлением. Материал проникает глубоко в соединение, смывает продукты износа, защищает от коррозии, помогает поддерживать детали звена в идеальном состоянии. Способ применяется для самых быстроходных и нагруженных передач.

Как увеличить срок службы цепи

  • Выберите подходящий способ смазки.
  • Определите оптимальную периодичность. Для нормальной работы передачи в соединениях всегда должна сохраняться масляная пленка.
  • Используйте смазочные материалы, которые рекомендует производитель.
  • Защитите передачу от пыли. Если это невозможно — регулярно промывайте звенья.
  • В системах с циркуляцией следите за уровнем жидкости и вовремя меняйте отработанное масло.
  • Не увеличивайте резко интервал обслуживания.

Решить проблему смазки цепи помогают модели с уплотнительными кольцами O-Ring и X-Ring. Масло в них закладывают на заводе, а уплотнитель предотвращает вымывание и попадание внутрь пыли. Подробнее о цепях с уплотнениями читайте в статье «Цепи DID с увеличенным сроком эксплуатации».

Чтобы проконсультироваться с нашим экспертом по выбору цепи, позвоните по телефону или отправьте запрос на электронную почту . Специалист расскажет о способах защиты, поможет выбрать подходящую модель, рассчитает стоимость цепи.

Источник статьи: https://privod-tsepi.ru/servis/kak-chasto-nuzhno-smazyivat-czep.html