Смазка цепи является необходимым условием для правильной работы передачи. Однако в связи с тем, что существуют отличия условий использования, применяются различные составы, технологии смазки и интервалы обслуживания.
Функции, выполняемые смазкой:
- Защита от ржавчины. Темп образования коррозии значительно увеличиваются, что приводит к износу поверхности и появлению шершавости. По этой причине важно нанесение слоя масляной плёнки, предотвращающей возникновение коррозии.
- Уменьшение трения. Плавной работе передачи, а также меньшей степени изнашивания втулок и валиков способствует нанесение необходимого количества смазки.
- Снижение нагрева. Если в цепи мало смазки, происходит больший нагрев соединения, видоизменяются зазоры, появляются отклонения в работе передачи.
Смазка приводной цепи
Вязкость масла. Важно, чтобы смазка была такой жидкой, чтобы иметь возможность проникать в зазор между втулкой и валиком, а также создавать масляную пленку на поверхностях. Вязкость состава не должна позволять происходить слишком быстрому выходу из соединения. Смазку делают вязкой исходя из группы параметров, в состав которых входят: непрерывная подача смазки, защита передачи, наличие пыли, скорость движения цепи, нагрузка и температура окружающей среды.
Увеличение цикла. Работа не смазанной цепи недопустима, так как если на неё не был нанесён смазочный материал, то поверхность подвергнется риску разрушения, а звенья износятся значительно быстрее. Однако в передачах с периодической ручной смазкой стремятся к увеличению интервала, что позволяет уменьшить потребление материала и стоимость обслуживания, а кроме того увеличивает эффективность работы оборудования.
Подбор наиболее подходящего промежутка между техобслуживанием рекомендуется осуществлять постепенно. Смазывать цепь нужно до появления признаков её недостатка:
- Увеличение шума;
- Посторонних звуки;
- Признаки износа и коррозии;
- Уменьшение подвижности звеньев в шарнирах;
- Цепь становится длиннее.
При грамотном подборе интервала износ цепи происходит довольно медленно, а срок службы увеличивается.
Защита от пыли. На покрытой маслом поверхности копится большое количество пыли, а налипающие пылинки остаются на звёздочках. Однако, важно то, что пыль поступает в зазоры между валиком и втулкой, тем самым исключая возможность проникновения масла в зону трения.
В целях защиты механизма от пыли прибегают к следующим действиям:
- Систематическая очистка и смазка цепи. Необходима в случаях невозможности полной защиты передачи от попадания пыли.
- Точечная смазка шарниров. В этом случае следом за нанесением смазки требуется насухо вытереть цепь.
- Оборудование передачи защитным кожухом. Картер обеспечивает защиту передачи от внешних воздействий и брызгов масла. Возможно использование систем с непрерывной подачей и циркуляцией смазки, если используется герметичный или обеспечивающий стекание смазки в поддон кожух.
Виды смазки
- Ручная. Чтобы нанести состав вручную используются: кисть, спрей, маслёнка. Нанесение масла осуществляется с внутренней стороны перед входом звена в зацепление со звёздочкой – таким образом происходит лучшее распределение смазки по поверхности.
Такой тип смазки является подходящим для цепей, имеющих малую скорость - до 1,5 м/с. Интервалы зависят от условий работы передачи, так в основном периодичность смазки составляет 6-8 часов.
- Пластичная. Осуществляется путём разогрева смазки до жидкого состояния и последующего погружения цепи в смазку. Таким образом происходит проникновение смазки в шарниры, после охлаждения делающейся более вязкой, что помогает больше времени оставаться внутри. Затем производится очистка от лишней смазки и последующая ей установка цепи.
Использование пластичной смазки характерно в случае обслуживания среднескоростных передач до 4 м/с. Периодичность смазки приблизительно 5-7 дней.
- Капельная. В случае с капельным способом смазки происходит автоматическая подача капель масла на внутреннюю сторону цепи во время работы передачи. Воздействие центробежной силы способствует быстрому проникновению жидкости в шарниры. Проведение капельной смазки подразумевает отсутствие возможности очищения поверхности, из-за чего важно прибегать и использованию кожуха.
Использование капельной смазки характерно в случае обслуживания передач до 6 м/с. Сила подачи зависит от особенностей работы определённого механизма.
- В масляной ванне. В данном случае работа цепи происходит в герметичном картере, где она частично погружена в масляную ванну. Так, смывая частицы пыли и последствия износа, масло начинает выступать в роли очистителя.
Этот способ смазки относится к группе циркуляционных, подача масла происходит в процессе работы механизма, стекает на дно картера и вновь распространяется на поверхности. Использование масляных ванн происходит при скорости - до 10 м/с.
- Разбрызгивание. Когда возможность погружения звеньев в масляную ванну отсутствует, начинают использоваться кольца и выступы, цепляющие смазку и разбрызгивающие её внутри кожуха. Стекая по отражателям масло попадает на цепь. Предельная скорость работы передачи — до 10 м/с.
- Распыление масла в струе воздуха. Внутри картера происходит создание облака из мелких частиц масла, осаживающихся на подвижных частях передачи. Применение распыления масла осуществляется при скорости работы передачи превышающей 12 м/с.
- Центробежная подача масла через звёздочки. Подача смазки реализуется при помощи валов и отверстий в звездочках, а под действием центробежной силы происходит её распределение по поверхностям.
Применение данного метода осуществляется в тех случаях, когда условия ограничены, и возможность использования разбрызгивания или ванны отсутствует. Подбор интервалов зависит от условий работы передачи, так существует возможность настройки постоянной подачи или применения пульсирующего режима и смазки звеньев через одинаковые периоды времени. Скорость движения цепи в этом случае неограничена.
- Струйное. При струйном способе осуществляется подача струи масла под давлением, из-за чего проникновение смазки происходит глубоко в соединение, тем самым смывая результаты износа, обеспечивая защиту коррозии, способствуя сохранению состояния звена. Используется для наиболее быстроходных и нагруженных передач.
Условия увеличения срока службы
- Выбор оптимального метода для смазки цепи
- Определение наилучшего интервала смазки. Масляная плёнка должна быть в соединениях передачи всегда.
- Работа со смазкой рекомендуемой производителем цепи.
- Обеспечение передаче защиты от пыли, в ином случае – систематичная промывка звеньев.
- Отслеживание уровня жидкости и своевременная замена масла в системах с циркуляцией.
- Постепенное увеличение интервала обслуживания.
Исключить трудности, возникающие со смазкой, могут модели, имеющие уплотнительные кольца типов O-Ring и X-Ring. Закладка масла в уплотнительные кольца происходит на заводе, а уплотнитель предупреждает вымывание и попадание пыли внутрь.
Закончилась смазка
При появлении первых признаков недостатка масла необходимо в срочном порядке позаботиться об исключении возникшей проблемы. Недостаток смазки с большой вероятностью приведёт к быстрому ухудшению состояния цепи и серьёзной поломке.
Принцип работы смазки
Зачастую смазывать цепь необходимо лишь в местах трения поверхностей. Наличие масла на пластинах и роликах способно лишь наносить вред. Так к маслу обильно липнет разного рода грязь, цепь быстрее изнашивается, а зазоры между втулками и роликами становятся забиты. Наличие масляной плёнки необходимо для каждого из возможных режимов работы передачи: на высоких скоростях, под нагрузкой, при нагреве и охлаждении.
При дефиците смазки
Пересыхание и недостаток смазки приводят к исчезновению масляной плёнки, из-за чего происходит смешение последствий износа, в свою очередь приводящее к изменению плотности.
Причины:
- Адгезионный износ валика и втулки. При отсутствии смазки в зоне трения, детали с усилием прижимаются и при повороте звена отрывают частицы с поверхности. Такой эффект называется адгезионным износом. В результате этого эффекта поверхность становится шершавой.
- Коррозия. Как и в случае с адгезионным эффектом коррозия становится причиной шершавости, которая приводит к тому, что пространство между валиком и втулкой забивается, вызывая заклинивание деталей звена.
- Нагрев. При дефиците смазки происходит увеличение нагрева звеньев, последствием чего становится температурное расширение, разрушение и деформация звеньев.
- Продукты износа. При повышенном трении между валиком и втулкой остаются частицы металла, выступающие в роли абразива. Забиваясь между валиком и боковой пластиной, они препятствуют проникновению масла в контактную зону. Аналогичное воздействие оказывает ржавчина.
- Деформация деталей. Износ деталей ускоряет их деформацию. В большинстве случаев валик изгибается, заклинивает внутри втулки и начинает прокручиваться в пластине. Вместе с тем разрушается посадочное отверстие и цепь рвётся.
Главной проблемой работы цепи без масла является то, что в случае повреждения деталей последующая смазка не будет иметь эффекта, из-за чего повреждение будет развиваться и приведёт к значительно более быстрому выходу передачи из строя. Потому крайняя важно исключить недостаток масла.
Признаки необходимости смазки
- Посторонние звуки. Увеличение уровня шума в процессе работы передачи.
- Коррозия. Наличие следов ржавчины.
- Заклинивание звеньев. Возникновение сложностей с проворачиванием элементов.
- Проворачивание валика. Проворачивание валика наблюдается при его окончательном заклинивании во втулке.
- Выделение продуктов износа. Продукты износа поступают в зазор между валиком и боковой пластиной внешнего звена.
Работа цепи в условиях недостатка масла
При обнаружении признаков работы передачи в условиях недостатка масла важно понять, имеет ли смысл её дальнейшее использование. К случаям, в которых необходимо прибегнуть к замене цепи:
- Значительное удлинение. При износе в звеньях можно обнаружить свободный ход и общее увеличение длины. При достижении критического значения удлинения (более 0,7%) цепь требуется заменить. Стоит учитывать, что забившиеся между втулкой и валиком результаты износа могут помешать проведению точного замера. Также, прежде чем приступить к замерам нужно убедиться в правильной работе шарниров.
- Проворачивание валика. Соединение валика с пластинами внешнего звена должно быть неподвижным, в ином случае существует большая вероятность того, что цепь вскоре порвётся.
- Усиленная коррозия. Ржавчина, покрывшая звенья является признаком того, что её распространение продолжится во внутренней части механизма. Притом, полное удаление дефекта невозможно.
- Внешние деформации и дефекты. О смене цепи необходимо задуматься, если вами обнаружена деформация роликов и пластин, а также появление разного рода трещин.
- Чрезмерный нагрев. Увеличение трения, вызванного отсутствием смазки, приводит к чрезмерному нагреву деталей.
Если перечисленные признаки повреждения цепи не дали о себе знать, то возможность привести цепь в порядок ещё есть, для этого необходимо:
- Выполнение глубокой очистки. Промывание цепи специальными очищающими средствами, дизельным топливом или керосином. Недопустимо применение едких растворов.
- Проверка замков. При наличии дефектов их нужно сменить.
- Смазка соединений. Смазывать цепь нужно так, чтобы смазка попадала в места взаимодействия частей механизма.
- Удаление лишней смазки. Сухая поверхность.
Чем смазывать цепи
Функции смазки:
- Образование масляной плёнки и её поддержание в ходе работы;
- Уменьшение или предупреждение трения между частями цепи;
- Обеспечение защиты соединения от появления коррозии.
Подбор защитного состава зависит от индивидуальных условий эксплуатации. Так для передач имеющих высокую скорость применяются наиболее «липкие» составы, держащиеся на высоких оборотах. В случае нагруженных соединений оптимально использование средне вязких составов, не выдавливающихся под воздействием нагрузки. Кроме того, существуют составы, обладающие разной проникающей способностью масла, для высоких и низких рабочих температур.