200

Смазка цепи

Смазка цепи является необходимым условием для правильной работы передачи. Однако в связи с тем, что существуют отличия условий использования, применяются различные составы, технологии смазки и интервалы обслуживания.

Функции, выполняемые смазкой:

  • Защита от ржавчины. Темп образования коррозии значительно увеличиваются, что приводит к износу поверхности и появлению шершавости. По этой причине важно нанесение слоя масляной плёнки, предотвращающей возникновение коррозии.
  • Уменьшение трения. Плавной работе передачи, а также меньшей степени изнашивания втулок и валиков способствует нанесение необходимого количества смазки.
  • Снижение нагрева. Если в цепи мало смазки, происходит больший нагрев соединения, видоизменяются зазоры, появляются отклонения в работе передачи.

Смазка приводной цепи

Вязкость масла. Важно, чтобы смазка была такой жидкой, чтобы иметь возможность проникать в зазор между втулкой и валиком, а также создавать масляную пленку на поверхностях. Вязкость состава не должна позволять происходить слишком быстрому выходу из соединения. Смазку делают вязкой исходя из группы параметров, в состав которых входят: непрерывная подача смазки, защита передачи, наличие пыли, скорость движения цепи, нагрузка и температура окружающей среды.

Увеличение цикла. Работа не смазанной цепи недопустима, так как если на неё не был нанесён смазочный материал, то поверхность подвергнется риску разрушения, а звенья износятся значительно быстрее. Однако в передачах с периодической ручной смазкой стремятся к увеличению интервала, что позволяет уменьшить потребление материала и стоимость обслуживания, а кроме того увеличивает эффективность работы оборудования.

Подбор наиболее подходящего промежутка между техобслуживанием рекомендуется осуществлять постепенно. Смазывать цепь нужно до появления признаков её недостатка:

  • Увеличение шума;
  • Посторонних звуки;
  • Признаки износа и коррозии;
  • Уменьшение подвижности звеньев в шарнирах;
  • Цепь становится длиннее.

При грамотном подборе интервала износ цепи происходит довольно медленно, а срок службы увеличивается.

Защита от пыли. На покрытой маслом поверхности копится большое количество пыли, а налипающие пылинки остаются на звёздочках. Однако, важно то, что пыль поступает в зазоры между валиком и втулкой, тем самым исключая возможность проникновения масла в зону трения.

В целях защиты механизма от пыли прибегают к следующим действиям:

  • Систематическая очистка и смазка цепи. Необходима в случаях невозможности полной защиты передачи от попадания пыли.
  • Точечная смазка шарниров. В этом случае следом за нанесением смазки требуется насухо вытереть цепь.
  • Оборудование передачи защитным кожухом. Картер обеспечивает защиту передачи от внешних воздействий и брызгов масла. Возможно использование систем с непрерывной подачей и циркуляцией смазки, если используется герметичный или обеспечивающий стекание смазки в поддон кожух.

Виды смазки

  1. Ручная. Чтобы нанести состав вручную используются: кисть, спрей, маслёнка. Нанесение масла осуществляется с внутренней стороны перед входом звена в зацепление со звёздочкой – таким образом происходит лучшее распределение смазки по поверхности.
    Такой тип смазки является подходящим для цепей, имеющих малую скорость - до 1,5 м/с. Интервалы зависят от условий работы передачи, так в основном периодичность смазки составляет 6-8 часов.
  2. Пластичная. Осуществляется путём разогрева смазки до жидкого состояния и последующего погружения цепи в смазку. Таким образом происходит проникновение смазки в шарниры, после охлаждения делающейся более вязкой, что помогает больше времени оставаться внутри. Затем производится очистка от лишней смазки и последующая ей установка цепи.
    Использование пластичной смазки характерно в случае обслуживания среднескоростных передач до 4 м/с. Периодичность смазки приблизительно 5-7 дней.
  3. Капельная. В случае с капельным способом смазки происходит автоматическая подача капель масла на внутреннюю сторону цепи во время работы передачи. Воздействие центробежной силы способствует быстрому проникновению жидкости в шарниры. Проведение капельной смазки подразумевает отсутствие возможности очищения поверхности, из-за чего важно прибегать и использованию кожуха.
    Использование капельной смазки характерно в случае обслуживания передач до 6 м/с. Сила подачи зависит от особенностей работы определённого механизма.
  4. В масляной ванне. В данном случае работа цепи происходит в герметичном картере, где она частично погружена в масляную ванну. Так, смывая частицы пыли и последствия износа, масло начинает выступать в роли очистителя.
    Этот способ смазки относится к группе циркуляционных, подача масла происходит в процессе работы механизма, стекает на дно картера и вновь распространяется на поверхности. Использование масляных ванн происходит при скорости - до 10 м/с.
  5. Разбрызгивание. Когда возможность погружения звеньев в масляную ванну отсутствует, начинают использоваться кольца и выступы, цепляющие смазку и разбрызгивающие её внутри кожуха. Стекая по отражателям масло попадает на цепь. Предельная скорость работы передачи — до 10 м/с.
  6. Распыление масла в струе воздуха. Внутри картера происходит создание облака из мелких частиц масла, осаживающихся на подвижных частях передачи. Применение распыления масла осуществляется при скорости работы передачи превышающей 12 м/с.
  7. Центробежная подача масла через звёздочки. Подача смазки реализуется при помощи валов и отверстий в звездочках, а под действием центробежной силы происходит её распределение по поверхностям.
    Применение данного метода осуществляется в тех случаях, когда условия ограничены, и возможность использования разбрызгивания или ванны отсутствует. Подбор интервалов зависит от условий работы передачи, так существует возможность настройки постоянной подачи или применения пульсирующего режима и смазки звеньев через одинаковые периоды времени. Скорость движения цепи в этом случае неограничена.
  8. Струйное. При струйном способе осуществляется подача струи масла под давлением, из-за чего проникновение смазки происходит глубоко в соединение, тем самым смывая результаты износа, обеспечивая защиту коррозии, способствуя сохранению состояния звена. Используется для наиболее быстроходных и нагруженных передач.

Условия увеличения срока службы

  • Выбор оптимального метода для смазки цепи
  • Определение наилучшего интервала смазки. Масляная плёнка должна быть в соединениях передачи всегда.
  • Работа со смазкой рекомендуемой производителем цепи.
  • Обеспечение передаче защиты от пыли, в ином случае – систематичная промывка звеньев.
  • Отслеживание уровня жидкости и своевременная замена масла в системах с циркуляцией.
  • Постепенное увеличение интервала обслуживания.

Исключить трудности, возникающие со смазкой, могут модели, имеющие уплотнительные кольца типов O-Ring и X-Ring. Закладка масла в уплотнительные кольца происходит на заводе, а уплотнитель предупреждает вымывание и попадание пыли внутрь.

Закончилась смазка

При появлении первых признаков недостатка масла необходимо в срочном порядке позаботиться об исключении возникшей проблемы. Недостаток смазки с большой вероятностью приведёт к быстрому ухудшению состояния цепи и серьёзной поломке.

Принцип работы смазки

Зачастую смазывать цепь необходимо лишь в местах трения поверхностей. Наличие масла на пластинах и роликах способно лишь наносить вред. Так к маслу обильно липнет разного рода грязь, цепь быстрее изнашивается, а зазоры между втулками и роликами становятся забиты. Наличие масляной плёнки необходимо для каждого из возможных режимов работы передачи: на высоких скоростях, под нагрузкой, при нагреве и охлаждении.

При дефиците смазки

Пересыхание и недостаток смазки приводят к исчезновению масляной плёнки, из-за чего происходит смешение последствий износа, в свою очередь приводящее к изменению плотности.

Причины:
  • Адгезионный износ валика и втулки. При отсутствии смазки в зоне трения, детали с усилием прижимаются и при повороте звена отрывают частицы с поверхности. Такой эффект называется адгезионным износом. В результате этого эффекта поверхность становится шершавой.
  • Коррозия. Как и в случае с адгезионным эффектом коррозия становится причиной шершавости, которая приводит к тому, что пространство между валиком и втулкой забивается, вызывая заклинивание деталей звена.
  • Нагрев. При дефиците смазки происходит увеличение нагрева звеньев, последствием чего становится температурное расширение, разрушение и деформация звеньев.
  • Продукты износа. При повышенном трении между валиком и втулкой остаются частицы металла, выступающие в роли абразива. Забиваясь между валиком и боковой пластиной, они препятствуют проникновению масла в контактную зону. Аналогичное воздействие оказывает ржавчина.
  • Деформация деталей. Износ деталей ускоряет их деформацию. В большинстве случаев валик изгибается, заклинивает внутри втулки и начинает прокручиваться в пластине. Вместе с тем разрушается посадочное отверстие и цепь рвётся.

Главной проблемой работы цепи без масла является то, что в случае повреждения деталей последующая смазка не будет иметь эффекта, из-за чего повреждение будет развиваться и приведёт к значительно более быстрому выходу передачи из строя. Потому крайняя важно исключить недостаток масла.

Признаки необходимости смазки

  • Посторонние звуки. Увеличение уровня шума в процессе работы передачи.
  • Коррозия. Наличие следов ржавчины.
  • Заклинивание звеньев. Возникновение сложностей с проворачиванием элементов.
  • Проворачивание валика. Проворачивание валика наблюдается при его окончательном заклинивании во втулке.
  • Выделение продуктов износа. Продукты износа поступают в зазор между валиком и боковой пластиной внешнего звена.

Работа цепи в условиях недостатка масла

При обнаружении признаков работы передачи в условиях недостатка масла важно понять, имеет ли смысл её дальнейшее использование. К случаям, в которых необходимо прибегнуть к замене цепи:

  • Значительное удлинение. При износе в звеньях можно обнаружить свободный ход и общее увеличение длины. При достижении критического значения удлинения (более 0,7%) цепь требуется заменить. Стоит учитывать, что забившиеся между втулкой и валиком результаты износа могут помешать проведению точного замера. Также, прежде чем приступить к замерам нужно убедиться в правильной работе шарниров.
  • Проворачивание валика. Соединение валика с пластинами внешнего звена должно быть неподвижным, в ином случае существует большая вероятность того, что цепь вскоре порвётся.
  • Усиленная коррозия. Ржавчина, покрывшая звенья является признаком того, что её распространение продолжится во внутренней части механизма. Притом, полное удаление дефекта невозможно.
  • Внешние деформации и дефекты. О смене цепи необходимо задуматься, если вами обнаружена деформация роликов и пластин, а также появление разного рода трещин.
  • Чрезмерный нагрев. Увеличение трения, вызванного отсутствием смазки, приводит к чрезмерному нагреву деталей.

Если перечисленные признаки повреждения цепи не дали о себе знать, то возможность привести цепь в порядок ещё есть, для этого необходимо:

  1. Выполнение глубокой очистки. Промывание цепи специальными очищающими средствами, дизельным топливом или керосином. Недопустимо применение едких растворов.
  2. Проверка замков. При наличии дефектов их нужно сменить.
  3. Смазка соединений. Смазывать цепь нужно так, чтобы смазка попадала в места взаимодействия частей механизма.
  4. Удаление лишней смазки. Сухая поверхность.

Чем смазывать цепи

Функции смазки:

  • Образование масляной плёнки и её поддержание в ходе работы;
  • Уменьшение или предупреждение трения между частями цепи;
  • Обеспечение защиты соединения от появления коррозии.

Подбор защитного состава зависит от индивидуальных условий эксплуатации. Так для передач имеющих высокую скорость применяются наиболее «липкие» составы, держащиеся на высоких оборотах. В случае нагруженных соединений оптимально использование средне вязких составов, не выдавливающихся под воздействием нагрузки. Кроме того, существуют составы, обладающие разной проникающей способностью масла, для высоких и низких рабочих температур.